ГАЗ-ММ: легендарная полуторка
История создания грузовика ГАЗ-ММ
«Полуторку», как прозвал её народ, начали выпускать в 1932 году на Нижегородском заводе. Грузоподъёмность этого грузовика была 1500 кг. Несколько позже Нижегородский завод переименовали в завод Горьковский. Сначала наши конструкторы просто содрали конструкцию с американского грузовика – Форд. Но в последствии, в конструкцию Форда были внесены кардинальные изменения.
После 1932 года в конструкцию ГАЗ-АА нашими конструкторами были внесены очень сильные изменения. И после Американского грузовика – это была уже совсем другая машина. Вначале выпустили на другом заводе десять американских машин конструкции Форд. Но когда запустили мощный автомобильный завод в Новгороде, советскими инженерами были пересмотрены чертежи американских грузовиков и они предложили свои чертежи, не хуже американских. В 1932 году завод по выпуску автомобилей в Нижнем Новгороде выпустил первые грузовики НАЗ-АА. А 1933 г. предприятие было переименовано в автомобильный Горьковский завод — ГАЗ. Он выпускал в сутки по 60 полуторок, которые получили названия ГАЗ-АА по имени завода, на котором они собирались.
В отличии от американской конструкции в наш грузовик были внесены серьезные изменения: был усилен картер сцепления, подвергся модернизации механизм руля, на карбюратор установили воздушный фильтр. А в 30 годы советскими конструкторами был создан бортовой кузов. И только в 33 году эту модель стали собирать полностью из отечественных комплектующих. В 1934 году в конструкции кабины были применены прессованный картон и дерево. А потом конструкцию кабины выполнили полностью из жести и крышей из дермантина.
В 1944 году автомобиль восстановил свою прежнюю комплектацию, сменился только номер, теперь ГАЗ-АА стал – ГАЗ-ММ. Эта марка выпускалась на Горьковском заводе до 1949 года.
Экстерьер
Спереди ГАЗ-ММ выглядел довольно брутально. Сильно выдвинутый отсек с мотором, покрытый тонкой сталью. Модель имела два капота, что сейчас довольно странно. Открывались они с обеих сторон мотора вверх и фиксировались длинной штангой. Спереди автомобиль имел сильно выраженные подкрылки передних колёс, вмещавшие в себя внушительные по размеру диски колёс и широкие шины. Подкрылки плавно переходили в подножки дверей кабины, которая была полностью выполнена из стали. По бокам мощного хромированного радиатора располагались две круглых фары, формой похожие на половину луковицы. Под радиатором располагался номерной знак автомобиля. ???Конечно, никакого капота у грузовика не было и в помине.
ГАЗ-ММ, г. Сумы.
Задние колёса были аналогичны передним, но сдвоены, что увеличивало проходимость. Справа под кузовом находился топливный бак. Сам кузов никак не поднимался, открывался только задний борт. В некоторых модификациях кузов накрывался брезентовым тентом и по его продольным бортам ставились лавки для перевозки пассажиров. Лобовое стекло имело только один дворник, крепящийся к верхней части окна, на стороне водителя. Двери в кабине были посажены на обычные петли, без всякого антуража, с левой стороны, если смотреть на них с улицы. Дверные стёкла опускались и поднимались с помощью примитивного механизма, обычной ручкой, которую надо было вращать туда и обратно. Никаких зеркал заднего обзора конечно не было.
Интерьер
Кабина ГАЗ-ММ была предназначена только для двух человек. В ней умещались только два неудобных, не имеющих никаких регулировок и подголовников кресла. Кресла были обшиты дешевым дермантином. Форма руля была обычной круглой. Её соединяли с рулевой колонкой две трубки параллельных друг другу. Всё было выполнено из метала. Посреди руля находилась кнопка сигнала. Понятно, что в эти годы рулевая колонка никак не регулировалась. За ней располагалась примитивная приборная панель, содержащая в центре спидометр, а по периметру приборы поменьше – это были контроль заряда аккумулятора, контроль уровня топлива, дворника и т. д. На центральной консоли расположился счётчик оборотов, по диаметру равный спидометру. Чуть пониже него расположились ручки управлением подсоса карбюратора, света и подкуривателя. Справа имелся вместительный бардачок. На самом низу консоли имелись два рычага – рычаг переключения передач и ручной тормоз. Под рулевой колонкой находились несколько педалей – это педаль оборотов, тормоза и муфты.
Технические данные
На ГАЗ-ММ стоял четырёхцилиндровый двигатель, имеющий мощность 50 лошадиных сил. «Полуторка» могла нести 1500 кг груза. Была усилена подвеска, сделано новое рулевое управление и изменена конструкция карданного вала. Тормоза были механическими и сухого типа, поэтому быстро изнашивались. Машина имела задний привод и простую коробку передач с четырьмя ступенями. Передняя подвеска была зависимой. Несинхронизированная коробка передач сухого типа часто ломалась. Ёмкость бака для горючего составляла 40 литров. Двигатель развивал в среднем, где-то 2000 оборотов в минуту. Максимальная скорость – 70 километров в час. На 100 километров мотор съедал 20 литров горючего. Но главной особенностью этого двигателя – была всеядность, из-за низкой компрессии мотор мог работать даже на осветительном керосине. Что очень пригодилось, пока в стране не было заводов по изготовлению высококачественного бензина.
No Comment