Home»Легенды автопрома»Та самая 24-я «Волга»

Та самая 24-я «Волга»

0
Shares
Pinterest Google+

Во второй половине 1960-х годов прошлого века в советской автопромышленности назревали перемены, связанные если не с кардинальным, то существенным обновлением существующей продукции. Ведь как раз в это время автомобили начинали меняться, совершенствоваться во всех аспектах: от внешнего вида до безопасности. Поэтому советские легковушки не без оснований могли оказаться устаревшими и невостребованными, что стало бы катастрофой для отечественных предприятий. Руководство страны прекрасно это осознавало и, сложа руки, не сидело, ведь как раз в это время появляются первые «Москвичи» и «Запорожцы» 412-й и 966-й модели соответственно, начинает строиться ВАЗ. Решил не оставаться в стороне и Горьковский автозавод со своей уже морально устаревшей «Волгой».
К этому времени появившаяся в 1962 году последняя третья «серия» «двадцать первой» смотрелась, мягко говоря, старовато. Новая мода на низкие, но широкие и длинные кузова с острыми гранями и преобладанием ровных плоскостей необратимо становилась популярной, и в неё «Волга» со своим высоким и округлым кузовом с плавниками никак не вписывалась. Руководствуясь этими соображениями, на ГАЗе было принято решение о разработке принципиально новой и современной машины, заменившей в ближайшей перспективе ГАЗ-21.

К этому вопросу инженеры подошли весьма тщательно, оставляя добротный запас для последующих модернизаций, что позволило в будущем неоднократно обновлять текущий модельный ряд. Благодаря такому отношению у дизайнеров получился строгий, лаконичный, а главное самобытный и хорошо узнаваемый образ. Именно из-за этого свойства потомкам «Волги» удалось дожить вплоть до начала нового века, кардинально не изменившись. Однако у новой «Волги», как у её предшественницы, было как много плюсов, так и некоторые минусы. С одной стороны машина стала современнее и технологичнее: коробка передач наконец-то стала четырёхступенчатой с синхронизаторами на всех передачах переднего хода с рычагом на тоннеле в полу, появились впервые в отечественной практике гнутые боковые стёкла, расширилось применение пластиковых деталей, увеличилась комплектация за счёт вентилятора заднего стекла и раздельных регулируемых по наклону спинки передних сидений и т.д.
Но, как и её предшественница, «двадцать четвёртая» представляла собой лишь обобщённый облик современного автомобиля, что, в первую очередь, касалось технической части. Стоит отметить то, что новую машину разрабатывали под несколько моторов, которые, с минимальным количеством переделок, подходили для серийного авто. В качестве основного предлагался сконструированный на базе элементов «двадцать первой» четырёхцилиндровый агрегат с изменённым механизмом газораспределения, электромуфтой вентилятора системы охлаждения и новым двухкамерным карбюратором. Вместе с этим предполагалось устанавливать на серийные машины и дугообразный шестицилиндровый, и восьмицилиндровый «Чайковский», и даже четырёхцилиндровый дизельный (!) силовые агрегаты, однако из-за излишнего авангарда и технической сложности данных проектов претворены в жизнь они не были. Злую шутку с дизайнерами сыграло и использование в основе постоянно меняющейся американской моды, из-за чего скоро «Волга» для западного потребителя стала излишне «консервативной». К тому же применение многих уже устаревших элементов, например, шкворневой передней подвески, только ускоряли этот процесс, делая его необратимым.

Но в противовес этому этот автомобиль стал технологичнее и проще в обслуживании, что неоднократно было проверено и доказано. За счёт использования гнутых боковых окон салон стал больше, что вкупе с удобными креслами и диваном предоставляло пассажирам невероятный по меркам советского человека комфорт. К тому же невероятно большим получился багажник, который стал просто огромным по сравнению с ГАЗ-21. Вместе с этим автомобиль получил новый удобный замок багажника, подлокотник в заднем диване и уменьшенное до девяти количество точек смазки. Все эти качества совместно с традиционными для горьковских машин простотой в обслуживании, высокой ремонтопригодностью и надёжностью делали этот автомобиль весьма популярным у всех слоёв населения: от обычного гражданина до средних и мелких начальников и партийных секретарей. В особенности «Волга» ценилась у таксистов, для которых существовала даже специальная модификация.
Как и своя предшественница, «двадцать четвёртая» «Волга» имела широкий модельный ряд на своей базе. Как и прежде, в перечень модификаций входил универсал, обозначавшийся теперь ГАЗ-24-02 и отличавшийся от аналогичного ГАЗ-22 третьим рядом сидений в багажнике и единой задней дверью, версия для такси ГАЗ-24-01, отличавшаяся специальным «зелёным огоньком», отделкой из кожзаменителя и таксометром вместо радиоприёмника. Были в этом ряду и многочисленные версии для различных типов климата и экспорта, но были и весьма интересные экземпляры. Среди них так называемые «догонялки», созданные аналогично ГАЗ-23, а также специально созданная на базе агрегатов УАЗ-469 мелкой партией полноприводная модификация ГАЗ-24-95, предназначавшаяся для самого Л.И. Брежнева.
Однако был у этого автомобиля ещё один серьёзный недостаток, связанный с его доступностью для потенциального потребителя. Ведь помимо высокой цены (9100 рублей в начале производства) купить его можно было только по специальным разрешениям или на валютные сертификаты (для тех, кто работал заграницей), при этом автомобиль поступал в магазины всегда ограниченным тиражом. Это становилось следствием огромных очередей за ним и многократным превышением цены на «вторичке». Из-за этого новая «Волга», в отличие от предыдущей, стала неким показателем отдельных привилегированных «сословий» и предметом зависти граждан, что хорошо показано в культовом фильме «Служебный роман».

Previous post

Мнения обывателей об отечественном автопроме и советских автомобилях

Next post

21-я «Волга» и поддатый мужик

No Comment

Leave a reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *